Фонд «Бельканто» Фонд Бельканто предлагает большую афишу концертов классической музыки в Москве 2023-2024: расписание всех классических мероприятий, онлайн продажа билетов, отзывы посетителей. Купите билет на классический концерт в Москве уже сегодня! 8 (499) 923-22-78 8 (800) 770-09-71
Москва ул. Старосадский пер.,7/10 стр.10
Логотип Фонда «Бельканто»
1. Войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь, если покупаете у нас в первый раз.
2. Пройдите в раздел «Рассылка» в личном кабинете после авторизации в нём. Если вы подписаны на рассылку, то увидите билеты с льготными ценами на сайте. Если нет, подпишитесь, и покупайте билеты вдвое дешевле!
Хочу скидку 50 %
с 10:00 до 20:00 по вопросам о мероприятиях мероприятий
8 (800) 770-09-71
для регионов

Концерты с музыкой Иоганна Себастьяна Баха в Москве

Иоганн Себастьян Бах

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Иоганна Себастьяна Баха. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Иоганна Себастьяна Баха и купить билет на удобную вам дату.

Краткая биография композитора

Иоганн Себастьян Бах — немецкий композитор и органист.

Дата рождения: 21 марта 1685 г.

Дата смерти: 28 июля 1750 г.

Возраст: 65 лет

Место рождения: Эйзенах, Саксен-Эйзенах

Деятельность: композитор, органист.


Читать полную биографию

Афиша концертов с музыкой Иоганна Себастьяна Баха в Москве

Концерт «Вивальди. Времена года. Бах. Токката и фуга ре минор. Моцарт. Маленькая ночная серенада» от фонда Бельканто пройдет 20 апреля 2024 в 15:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Суббота
20 апреля 2024
15:00
75 минут
12+
Цикл: Времена года
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Музыкальная сказка с песочной анимацией «Маленький принц» от фонда Бельканто пройдет 21 апреля 2024 в 12:00 в Москве. Зал — Государственный музей А.С. Пушкина , купить билет на концерт
Воскресенье
21 апреля 2024
12:00
65 минут
6+
Проект: Сказки с песочной анимацией
Государственный музей А.С. Пушкина г. Москва, ул. Пречистенка, 12/2c4
2400 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Сказка с органом и песочной анимацией «Маугли» от фонда Бельканто пройдет 27 апреля 2024 в 17:00 в Москве. Зал — Дарвиновский музей, купить билет на концерт
Суббота
27 апреля 2024
17:00
65 минут
6+
Проект: Сказки с песочной анимацией
Дарвиновский музей г. Москва, ул.Вавилова, 57
2000 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт «Бах. Токката и фуга ре минор. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Бах. Чакона» от фонда Бельканто пройдет 4 мая 2024 в 15:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Суббота
4 мая 2024
15:00
75 минут
12+
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт «Музыка стихий. Цветение сакуры. Орган и японская флейта сякухати» от фонда Бельканто пройдет 4 мая 2024 в 21:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Суббота
4 мая 2024
21:00
75 минут
12+
Проект: Музыка стихий
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Проект «Музыка соборов мира» от фонда Бельканто пройдет 6 мая 2024 в 18:30 в Москве. Зал — Римско-католический собор Святейшего Сердца Иисуса, купить билет на концерт
Понедельник
6 мая 2024
18:30
75 минут
12+
Римско-католический собор Святейшего Сердца Иисуса г. Ташкент, ул. Махтумкули, 80/1
Скоро в продаже
Концерт «Вселенная Бах: орган и саксофон» от фонда Бельканто пройдет 8 мая 2024 в 20:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Среда
8 мая 2024
20:00
75 минут
12+
Проект: Международный фестиваль «Шедевр фирмы Зауэр»
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт «Саундтреки на органе. От Баха до Циммера» от фонда Бельканто пройдет 10 мая 2024 в 21:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Пятница
10 мая 2024
21:00
75 минут
12+
Проект: Шедевры мировой киномузыки
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт «Гала-концерт памяти Любови Шишхановой» от фонда Бельканто пройдет 11 мая 2024 в 21:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Суббота
11 мая 2024
21:00
75 минут
12+
Проект: Международный фестиваль «Шедевр фирмы Зауэр»
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт «Вивальди. Гроза. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Бах. Токката и фуга ре минор» от фонда Бельканто пройдет 18 мая 2024 в 15:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Суббота
18 мая 2024
15:00
75 минут
12+
Цикл: Времена года
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт «Старинный орган в четыре руки» от фонда Бельканто пройдет 24 мая 2024 в 18:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Пятница
24 мая 2024
18:00
75 минут
12+
Проект: Международный фестиваль «Шедевр фирмы Зауэр»
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Сказка с органом и песочной анимацией «Маленький принц» от фонда Бельканто пройдет 25 мая 2024 в 17:00 в Москве. Зал — Дарвиновский музей, купить билет на концерт
Суббота
25 мая 2024
17:00
60 минут
6+
Проект: Сказки с песочной анимацией
Дарвиновский музей г. Москва, ул.Вавилова, 57
2000 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт «Моцарт. Маленькая ночная серенада. Бетховен. Лунная соната. Дебюсси. Лунный свет» от фонда Бельканто пройдет 31 мая 2024 в 19:00 в Москве. Зал — Усадьба Кусково. Дворец, купить билет на концерт
Пятница
31 мая 2024
19:00
75 минут
12+
Цикл: VII Международный фестиваль искусств «Шереметевские сезоны в Кусково»
Усадьба Кусково. Дворец г. Москва, ул. Юности, д. 2, стр. 1
2800 - 3400 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Концерт для всей семьи. «Вивальди. Времена года. Бах. Токката и фуга ре минор. Гендель. Кукушка и соловей» от фонда Бельканто пройдет 1 июня 2024 в 15:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Суббота
1 июня 2024
15:00
75 минут
12+
Цикл: Времена года
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Мультимедийный концерт «Саксофон-шоу: популярная классика» от фонда Бельканто пройдет 16 июня 2024 в 15:00 в Москве. Зал — Государственный музей А.С. Пушкина , купить билет на концерт
Воскресенье
16 июня 2024
15:00
75 минут
6+
Государственный музей А.С. Пушкина г. Москва, ул. Пречистенка, 12/2c4
2400 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Сказка с органом и песочной анимацией «Алиса в стране чудес» от фонда Бельканто пройдет 24 августа 2024 в 17:00 в Москве. Зал — Дарвиновский музей, купить билет на концерт
Суббота
24 августа 2024
17:00
60 минут
6+
Дарвиновский музей г. Москва, ул.Вавилова, 57
2000 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт «Вивальди. Времена года. Бах. Токката и фуга ре минор. Гендель. Кукушка и соловей» от фонда Бельканто пройдет 7 сентября 2024 в 15:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Суббота
7 сентября 2024
15:00
75 минут
12+
Цикл: Времена года
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Сказка с органом и песочной анимацией «Маугли» от фонда Бельканто пройдет 28 сентября 2024 в 17:00 в Москве. Зал — Дарвиновский музей, купить билет на концерт
Суббота
28 сентября 2024
17:00
65 минут
6+
Проект: Сказки с песочной анимацией
Дарвиновский музей г. Москва, ул.Вавилова, 57
2000 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Cказка с органом и песочной анимацией «Огниво» от фонда Бельканто пройдет 26 октября 2024 в 17:00 в Москве. Зал — Дарвиновский музей, купить билет на концерт
Суббота
26 октября 2024
17:00
65 минут
6+
Проект: Сказки с песочной анимацией
Дарвиновский музей г. Москва, ул.Вавилова, 57
2000 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Сказка с органом и песочной анимацией «Алиса в стране чудес» от фонда Бельканто пройдет 23 ноября 2024 в 17:00 в Москве. Зал — Дарвиновский музей, купить билет на концерт
Суббота
23 ноября 2024
17:00
60 минут
6+
Проект: Сказки с песочной анимацией
Дарвиновский музей г. Москва, ул.Вавилова, 57
2000 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт Сказка с органом и песочной анимацией «Маугли» от фонда Бельканто пройдет 14 декабря 2024 в 17:00 в Москве. Зал — Дарвиновский музей, купить билет на концерт
Суббота
14 декабря 2024
17:00
65 минут
6+
Проект: Сказки с песочной анимацией
Дарвиновский музей г. Москва, ул.Вавилова, 57
2000 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные

Отзывы с концертов

Отличный концерт! Очень понравилась программа! Всегда с удовольствием слушаю концерты Баха! Именно симфонические. До новых встреч в соборе!
Инна Кузнецова
02.03.2024
Прекрасный концерт! Бах в соборе святых Петра и Павла звучит очень правильно, уместно, гармонично. Когда любуешься бесконечностью Вселенной под такую музыку поражаешься масштабности творения  Всевышнего. Спасибо Фонду за организацию!
Сергей Кончаковский
08.02.2024
Погружение в музыку в полумраке кирхи..
Медитация под Баха внутри столичного мегаполиса.. Проникновенно и легко!
Ванда Пиховская
02.02.2024
Божественное звучание органа и вокала, сплетение звуков и световых иллюзий на стенах собора создают атмосферу полной гармонии, погружают в сказочный, волшебный полусон, переносят в другой параллельный мир - мир искусства! Спасибо исполнителям за подаренные положительные эмоции!!! И.С. Бах - Бог органных шедевров!...
Елена Романовская
02.02.2024
Полагаю,что большинство гостей пришли ради Баха. Это было учтено организатором и произведение отыграли примерно в середине концерта,чтобы его застали все опоздавшие )
Спасибо Belcanto! Все как всегда было очень приятно
Павел Сулицкий
26.11.2023
Была очень Рада посещению концерта в Кафедральном соборе. Шла ради Токкаты и фуги, но очень понравилось звучание и других произведений.
Александра Соколова
13.11.2023
Каждый раз программы фонда BELCANTO восхищают и наполняют желанием новых музыкальных встреч.
В Кафедральном Соборе с его прекрасной акустикой, как мне кажется, всё происходящее особенно многогранно и многозвучно.
Самое большое впечатление оставили джазовые композиции произведений Баха.
Ирина Невзорова
09.09.2023
Замечательный концерт, обожаю органную музыку Баха.
Ольга Селиванова
15.01.2023
Бах в рекомендациях и отзывах не нуждается! Спасибо за прекрасный концерт!
Наталья Будылина
17.02.2022
Концерт очень понравился, прекрасное исполнение, а также рассказ о композиторе и его творчестве. Будем рады посетить следующие концерты цикла.
Виктория
14.07.2021
Спасибо за концерт! Великолепный орган! Все отлично! Особенно Бах, можно побольше.
Сергей Смирнов
02.02.2021
Великолепный вечер в соборе. Брандербургские концерты Баха просто волшебные, звучание органа и других инструментов в соборе величественно. Было ощущение полета в невесомости космоса. 1,5 часа пролетели на одном дыхании.
Ирина Власова
01.02.2021
Восторг от данного мероприятия.  Очень талантливо и красиво отыграны и обыграны, возможно не самые популярные, но от этого не менее выдающиеся произведения Мастера.
Однозначно рекомендую посещение!
Александр Кузнецов
05.11.2020
Обожаю орган и музыку Баха! А сейчас так мало хорошего, и музыка, она тебя поддерживает, очищает и дает новую силу жить и смотреть в будущее.
Музыка Баха подымает тебя к небесам. Бранденбурские концерты - это мое любимое произведение, а в соборе - это музыка богов. С нетерпением жду продолжение этих концертов.
Татьяна Свиридова
29.10.2020
Добрый день! Посетили 24.10 концерт "Бах: великое и главное."  необыкновенное исполнение, саксофон, оркестр, инсталляции виртуальный на купол собора, создают непередоваемые ощущения. Спасибо огромное, за полученное удовольствие. Будем ещё посещать концерты
Наталья Сева
26.10.2020
Сегодня посетили концерт "Бах: великое и главное. Бранденбургские концерты". Замечательно составленная программа. Исполнители на высоте! Спасибо за творчество.
Юлия
24.10.2020
Сегодня были на концерте,, Бах. Великое и главное,,. Прекрасный концерт не только для ценителей, но и для людей, решивших прикоснуться к прекрасному впервые. Лечит душу и поднимает настроение. Ремомендуем
Мицуро Светлана Сергеевна Мицуро
24.10.2020
Спасибо за великолепное исполнение! Замечательный оркестр и солисты.
Ксения
24.10.2020
Прекрасный концерт. Замечательные музыканты. Впечатления самые приятные.
Евгений
24.10.2020
Большое спасибо за наслаждение слушать бессмертную музыку Баха. Благодарим за то, что в Москве есть место, где господствует культура высокого уровня.
Людмила Андреевна
24.10.2020
Прекрасно звучал саксофон с голосом и органом. Хорош струнный оркестр!
Ирина
24.10.2020
Прекрасный вечер в старинном соборе, позволяющий унестись мыслями из городской суеты и отдохнуть душой! Музыка Баха поистине вечная, она - вне времени. Могучий голос органа и мелодичность флейты прекрасно сочетаются между собой, дополненные видеоинсталляцией о глубинах космоса.
Фелицата Трапезина
22.09.2020
Сегодня была на концерте "Вселенная Бах". Получила огромное удовольствие. Замечательно подобранный репертуар, отличное исполнение и неповторимая атмосфера собора!
Спасибо за чудесный вечер.
Елена Колмыкова
28.08.2020
Великолепное звучание! Яркие впечатления остались и от собора, и от божественно прекрасной музыки!
Максим
28.08.2020
Прекрасный звук. Все очень хорошо, как обычно! Спасибо за прекрасные идеи и чудесное их воплощение!
Елена
28.08.2020
Этот концерт-концентрация красоты .Чудесно звучат два органа, большой и маленький, гобой, клавесин и голос Татьяны Ланской-сопрано.Нежный, спокойный и красивый голос Ирины Алфёровой задаёт тон концерту.Видеоинсталляция  со съёмками телескопа «Хаббл»  так сочетается с музыкой Баха, что кажется композитор видел вселенную когда сочинял  свои произведения.Возникает мысль о Божественном происхождении всей этой видимой и слышимой красоты.И под конец есть ясное понимание, что жизнь действительно прекрасна.Спасибо  всем устроителям концерта.
Галина Соколова
26.02.2020
Здравствуйте. Посетили очередной концерт фонда Бельканто. Необыкновенная музыка Баха,звучание органа в сочетании инсталляцией просто завораживает.Спасибо за огромное удовольствие.
Елена Косова
17.02.2020
В Татьянин День превосходный подарок - билеты на концерт Баха. Особенно, если музыка звучит в соборе и вознесется к небесам.  Спасибо за полученное удовольствие!
Татьяна Свиридова
13.02.2020
Великолепное звучание произведений Баха. Замечательная игра оркестра. Полотна органично сочетались с музыкой. Отдельно хочется отметить исполнение «Болеро».
Ирина Маловичко
09.02.2020
В День своего Ангела я сделала себе подарок - посетила концерт «Татьянин день. Вселенная Бах». С удивлением узнала из аннотации к программе мероприятия, что после смерти Бах был практически забыт и его произведения почти не исполнялись. Сейчас это невозможно представить! Действительно, Бах - это космос, Вселенная. Его музыка величественна и божественна, как само мироздание. Получила большое удовольствие от концерта, спасибо фонду Бельканто.

Татьяна Никульшина
04.02.2020
Татьянин день посветила встречи с прекрасной музыкой в Лютеранском Кафедральном Соборе. Слушать фугу ре минор Баха  в органном исполнении и покрыться мурашками от восторга от входящей в твою душу музыки - это не забываемое  чувство. Акустика,  атмосфера Собора, инсталляция  звёздного неба , виртуозная игра музыкантов -это надо слушать, видеть, ощутить. Очень рекомендую фонд Бельканто.
Татьяна Кольцова
30.01.2020
Уже второй раз посещаю данный концерт. И пойду еще! Прекрасные творения Баха, чередующиеся с ариями из любимых опер... Прекрасные исполнители, море эмоций, до дрожи. Отличный концерт, большое спасибо организаторам!
Наталья Анучкина
04.12.2019
Неоднократно посещали концерты в соборе св. Петра и Павла. Никогда не были разочарованы. И этот концерт не обманул наших ожиданий. Бах - это действительно целая вселенная! Особую атмосферу создавали перекликающиеся органы, величественный хор и картины космоса.  И мы почувствовали - музыка Баха неземного происхождения.
Елена Бернацкая
11.10.2019
Великолепный концерт! Токката и фуга ре минор Баха звучит очень величественно. Акустика собора потрясающая, струнные парят в воздухе!
Андрей
18.03.2019
Получила огромное удовольствие от казалось бы давно знакомых произведений.
Галина Гладуш
04.03.2019
Концерт прекрасный! Но иногда Босх, который мне очень интересен,  мешал мне слушать Баха, которого я люблю.
Mail
29.10.2018
Еще отзывы

Ранние годы композитора: кратко

Иоганн Себастьян Бах — талантливейший композитор 18 века. Со дня его смерти прошло более 250 лет, а интерес к его музыке не угасает до сих пор. А вот при жизни заслуженного признания композитор так и не получил. Интерес к его творчеству появился только спустя столетие после его ухода.

Иоганн Себастьян Бах – замечательнейший из членов знаменитой музыкальной семьи Бахов и один из величайших композиторов всех времён и народов. Лишившись в возрасте 10-ти лет своего отца, Иоганна Амвросия Баха (1645 – 1695), Иоганн Себастьян был отдан на попечение своего старшего брата Иоганна Кристофа, органиста в городе Ордруфе (Тюрингия), который положил начало его музыкальным занятиям. После смерти брата, 14-летний Иоганн Себастьян отправился в Люнебург, где поступил в качестве дисканта в хор гимназии и получил высшее школьное образование. Отсюда он часто ездил в Гамбург, чтобы познакомиться с игрой органиста Рейнкена, а также Целле, и слушать известную придворную капеллу. В 1703 Бах сделался скрипачом при придворной капелле в Веймаре. В 1704 он стал органистом в Арнштадте, откуда в 1705 отправился в Любек, чтобы послушать у знаменитого органиста Бухстегуде и заниматься с ним. В 1707 Иоганн Себастьян стал органистом в Мюльгаузене, в 1708 – придворным органистом и камерным музыкантом в Веймаре, в каковой должности состоял до 1717.

Начало самостоятельной жизни

В 15-летнем возрасте Бах поступил на обучение в престижную Люнебургскую школу церковных певчих, которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог немного подрабатывать в церковном хоре. Кроме этого в Люнебурге юноша познакомился Георгом Бёмом, известным органистом, общение с которым оказало влияние на раннее творчество композитора. А также неоднократно путешествовал в Гамбург, чтобы послушать игру крупнейшего представителя немецкой органной школы А.Рейнкена. К этому же периоду относятся первые произведения Баха для клавира и органа. После успешного окончания школы Иоганн Себастьян получает право поступления в университет, но из-за недостатка денежных средств у него не было возможности продолжать образование.

Способности Иоганна не ограничивались только композиторским мастерством. Среди своих современников он считался лучшим исполнителем игры на клавесине и органе. Именно за импровизации на этих инструментах он получил признание (даже своих соперников) еще при жизни. Говорят, что когда клавесинист и органист из Франции Луи Маршан накануне состязания в Дрездене по игре на этих инструментах услышал исполнение Баха, то поспешно уехал из города.

Жизненный путь

Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского в должности скрипача. Однако, это продолжалось не долго, так как такая работа не удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня в неделю, хороший модернизированный инструмент, настроенный по новейшей системе, все это создавало условия для расширения творческих возможностей музыканта не только как исполнителя, но и композитора. В этот период он создает большое количество органных произведений, а также каприччио, кантаты и сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала безудержный восторг у слушателей. Именно в Арнштадте раскрывается его дар импровизации, который очень не нравился церковному руководству. Бах всегда стремился к совершенству и не упускал случая познакомиться с знаменитыми музыкантами, например с органистом Дитрихом Букстехуде, который служил в г. Любек. Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился послушать великого музыканта, игра которого настолько впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности, задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в Арндштадт возмущенное руководство устроило Баху унизительное разбирательство, после которого ему пришлось покинуть город и искать новое место работы.

Следующим городом, на жизненном пути Баха был Мюльхаузен. Здесь в 1706 году он выиграл конкурс на место органиста в храме св. Власия. Его приняли с хорошим жалованием, но и с определенным условием: музыкальное сопровождение хоралов должно быть строгим, без всякого рода «украшений». Власти города в дальнейшем с уважением относились к новому органисту: они одобрили план по реконструкции церковного органа, а также выплатили хорошее вознаграждение за сочиненную Бахом праздничную кантату «Господь – мой царь», которая была посвящена церемонии вступления в должность нового консула. Пребывание в Мюльхаузене в жизни Баха ознаменовалось счастливым событием: он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре, которая впоследствии подарила ему семерых детей.

В 1708 году великолепную игру мюльхаузенского органиста услышал герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Под впечатлением от услышанного, знатный вельможа сразу предложил Баху должности придворного музыканта и городского органиста с жалованием значительно превышающем прежнее. У Иоганна Себастьяна начался Веймарский период, который характеризуется как один из самых плодотворных в творческой жизни композитора. В это время он создает большое количество композиций для клавира и органа, среди которых сборник хоральных прелюдий, «Пассакалья c-moll», знаменитая «Токката и фуга d-moll», «Фантазия и фуга C-dur» и много других величайших произведений. Следует также отметить, что к этому периоду относится и сочинение более двух десятков духовных кантат. Такая эффективность в композиторском творчестве Баха была связано с назначением его в 1714 году вице – капельмейстером, в обязанности которого входило регулярное ежемесячное обновление церковной музыки.

В 1717 г. Бах покидает Веймар, чтобы устроится в Кётене придворным капельмейстером у князя Ангальта Кётенского. В Кётене Баху предстояло писать мирскую музыку, поскольку, вследствие реформ, в церкви не исполняли музыку, кроме пения псалмов. Здесь Бах занял исключительное положение: как придворному дирижеру ему хорошо платили, князь обращался с ним как с другом, и композитор отплатил за это прекрасными сочинениями. В Кётене у музыканта было много учеников, и для их обучения он составил «Хорошо темперированный клавир». Это 48 прелюдий и фуг, которые прославили Баха как мастера клавирной музыки. Когда князь женился, молодая княжна выказала неприязнь и к Баху, и к его музыке. Иоганну Себастьяну пришлось искать другую работу.

Обоснование в Лейпциге

В этот город Бах переехал в 1723 году и остался там уже навсегда. При церкви Св. Фомы он получил должность руководителя хора. Условия для Баха снова были стеснительные. Кроме множества обязанностей (воспитателя, композитора, преподавателя), ему предписано было не выезжать за пределы города без разрешения бургомистра. Музыку он тоже должен был писать по правилам: не слишком оперную и длинную, но в то же время такую, которая бы вызывала благоговение в слушателях. Но, несмотря на все ограничения, Бах, как и всегда, продолжал творить. Свои лучшие композиции он создал именно в Лейпциге. Начальство церкви считало музыку Иоганна Себастьяна чересчур красочной, человечной и яркой, средств на содержание школы выделяло мало. Единственной отрадой композитора оставалось творчество и семья. Трое его сыновей тоже оказались прекрасными музыкантами. Анна Магдалена, вторая жена Баха, обладала великолепным сопрано. Неплохо пела и его старшая дочь.

Органное творчество Баха

Для органа композитор создал превосходные произведения. Этот инструмент для Баха - настоящая стихия. Здесь он смог раскрепостить свои мысли, чувства и эмоции и донести все это до слушателя. Отсюда укрупнение линий, концертность, виртуозность, драматизм образов. Композиции, созданные для органа, напоминают фрески в живописи. Все в них представлено преимущественно крупным планом. В прелюдиях, токкатах и фантазиях наблюдается патетика музыкальных образов в свободных, импровизационных формах. Фугам присуща особая виртуозность и необычайно мощное развитие. Органное творчество Баха передает высокую поэзию его лирики и грандиозный размах великолепных импровизаций. В отличие от клавирных произведений, органные фуги гораздо больше по объему и содержанию. Движение музыкального образа и его развитие протекают с усиливающейся активностью. Развертывание материала представлено в виде наслоения больших пластов музыки, но особой дискретности и разрывов нет. Напротив, преобладает континуальность (непрерывность движения). Каждая фраза вытекает из предыдущей с возрастающим напряжением. Так же построены и кульминационные моменты. Эмоциональный подъем в итоге усиливается до наивысшей точки. Бах является первым композитором, у кого проявились закономерности симфонического развития в крупных формах инструментальной полифонической музыки. Органное творчество Баха словно распадается на два полюса. Первый - это прелюдии, токкаты, фуги, фантазии (большие музыкальные циклы). Второй - одночастные хоральные прелюдии. Они написаны в основном в камерном плане. В них раскрываются преимущественно лирические образы: интимно-скорбные и возвышенно-созерцательные. Лучшие произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха - это токката и фуга ре-минор, прелюдия и фуга ля-минор и многие другие сочинения.

Личная жизнь

Иоганн Себастьян принадлежал к крупнейшей немецкой музыкальной династии, родословную которой принято отсчитывать от Фейта Баха, простого пекаря, но очень любящего музыку и прекрасно исполняющего народные мелодии на своем любимом инструменте – цитре. Это увлечение от основателя рода передалось его потомкам, многие из них стали профессиональными музыкантами: композиторами, канторами, капельмейстерами, а также самыми разными инструменталистами. Они расселились не только по Германии, кое-кто даже уехал за границу. В течение двух сотен лет музыкантов Бахов стало так много, что их именем стали называть любого человека, чье занятие было связано с музыкой. Самыми известными предками Иоганна Себастьяна, произведения которых дошли до нас были: Иоганес, Генрих, Иоганн Кристоф, Иоганн Бернгард, Иоганн Михаэль и Иоганн Николаус. Отец Иоганна Себастьяна – Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом и служил органистом в Айзенахе, в городе, где родился Бах.

Сам Иоганн Себастьян был отцом большого семейства: от двух жен у него родилось двадцать детей. Первый раз он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре - дочери Иоганна Михаэла Баха в 1707 году. Мария родила Иоганну Себастьяну семерых детей, трое из них умерли в младенческом возрасте. Сама Мария тоже прожила не долгую жизнь, она скончалась в возрасте 36 лет, оставив Баху четверых малолетних детей. Бах очень тяжело переживал потерю жены, но через год опять влюбился в юную девушку Анну Магдалену Вилькен, с которой познакомился при дворе герцога Ангальт-Кетенского и сделал ей предложение. Несмотря на большую разницу в возрасте девушка согласилась и очевидно, что этот брак был очень удачным, так как Анна Магдалена подарила Баху тринадцать детей. Девушка отлично справлялась с хозяйством, заботливо относилась к детям, искренне радовалась успехам мужа и оказывала большую помощь в работе, переписывая его партитуры. Семья для Баха была большой отрадой, он много времени отдавал воспитанию детей, занимаясь с ними музыкой и сочиняя специальные упражнения. По вечерам семейство очень часто устраивало импровизированные концерты, которые доставляли всем радость. Дети Баха от природы имели великолепные данные, но четверо из них обладали исключительной музыкальной одаренностью - это Иоганн Кристоф Фридрих, Карл Филипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн и Иоганн Кристиан. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в искусстве исполнения.

Смерть композитора

В 1749 г. у композитора ухудшилось здоровье. Бах Иоганн Себастьян, биография которого обрывается в 1750 году, начал неожиданно терять зрение и обратился за помощью к английскому офтальмологу Джону Тейлору, который провел 2 операции в марте-апреле 1750 г. Однако обе оказались неудачными. Зрение к композитору так и не вернулось. 28 июля, в возрасте 65 лет, Иоганн Себастьян скончался. Современные газеты писали, что "смерть наступила в результате неудачной операции на глазах". В настоящее время историки считают причиной гибели композитора инсульт, осложненный пневмонией. Карл Филипп Эммануил, сын Иоганна Себастьяна, и его ученик Иоганн Фридрих Агрикола написали некролог. Он был опубликован в 1754 году Лоренцом Кристофом Мицлером в музыкальном журнале. Иоганн Себастьян Бах, краткая биография которого представлена выше, был изначально похоронен в Лейпциге, вблизи церкви Святого Иоанна. Могила оставалась нетронутой в течение 150 лет. Позднее, в 1894 году, останки были перенесены в специальное хранилище в церкви святого Иоанна, а в 1950 году - в церковь Святого Фомы, где композитор покоится до сих пор.

Интересные факты из биографии Баха

  • Бах был признанным специалистом по органам. Его приглашали проверять и настраивать инструменты в различных храмах Веймара, где он прожил довольно долго. Каждый раз поражая клиентов удивительными импровизациями, которые он играл, чтобы услышать как звучит нуждающийся в его работе инструмент.
  • Иоганну было скучно во время службы исполнять однообразные хоралы, и он не сдерживая творческий порыв, экспромтом вставлял в установленную церковную музыку свои небольшие украшающие вариации, что вызывало большое недовольство начальства.
  • Более известный своими религиозными произведениями, Бах преуспел и в сочинении светской музыки, о чем свидетельствует его «Кофейная кантата». Бах представил это полное юмора произведение как небольшую комическую оперу. Изначально называясь «Schweigt stille, plaudert nicht» («Умолкни, прекрати болтать»), она описывает пристрастие лирического героя к кофе, и, не случайно, эта кантата была впервые исполнена в Лейпцигском кофейном домике.
  • В 18 лет Бах очень хотел получить место органиста в г. Любек, которое в то время принадлежало знаменитому Дитриху Букстехуде. Ещё одним претендентом на это место был Г. Гендель. Главным условием для занятия этой должности была женитьба на одной из дочерей Букстехуде, но так жертвовать собой ни Бах, ни Гендель не решились.
  • Иоганну Себастьяну Баху очень нравилось переодеваться бедным учителем и в таком виде посещать маленькие церквушки, где он просил у местного органиста немного поиграть на органе. Некоторые прихожане, слыша необыкновенно прекрасное для них исполнение, испуганно уходили со службы, думая, что у них в храме в виде странного человека появился сам дьявол.
  • Российский посланник в Саксонии Герман фон Кейзерлинг попросил Баха написать произведение, под которое он смог бы быстро засыпать крепким сном. Так появились «Гольдберговские вариации», за которые композитор получил золотой кубик, наполненный сотней луидоров. Эти вариации и поныне являются одним из самых лучших «снотворных».
  • Иоганн Себастьян был известен современникам не только как выдающийся композитор и виртуозный исполнитель, а также человек с очень тяжелым характером, нетерпимый к ошибкам других. Известен случай, когда публично оскорбленный Бахом за несовершенное исполнение фаготист, набросился на Иоганна. Состоялась настоящая дуэль, так как оба были вооружены кинжалами.
  • Увлекающийся нумерологией Бах любил вплетать числа 14 и 41 в свои музыкальные произведения, потому что этим числам соответствовали первые буквы имени композитора.
  • Благодаря Иоганну Себастьяну Баху в церковных хорах сегодня поют не только мужчины. Первой женщиной, которая запела в храме, стала жена композитора Анна Магдалена, обладающая прекрасным голосом.
  • В середине 19 века немецкие музыковеды основали первое Баховское общество, основной задачей которого было издание произведений композитора. В начале двадцатого века общество самораспустилось и полностью собрание сочинений Баха опубликовали лишь во второй половине двадцатого века по инициативе Баховского института, созданного в 1950 году. В мире на сегодняшний день в общей сложности существует двести двадцать два Баховских общества, Баховских оркестра и Баховских хора.
  • Исследователи творчества Баха выдвигают предположение, что великий маэстро сочинил 11200 произведений, хотя наследие, известное потомкам, включает в себя только 1200 композиций.
  • На сегодняшний день существует более пятидесяти трех тысяч книг и различных публикаций о Бахе на разных языках, издано около семи тысяч полных биографий композитора.
  • Всем известно, что Бетховен страдал от потери слуха, но мало кто знает, что Бах на склоне лет ослеп. Собственно, неудачная операция на глазах, выполненная хирургом-шарлатаном Джоном Тейлором, и стала причиной смерти композитора в 1750 году.
  • Иоганн Себастьян Бах был похоронен неподалеку от храма Святого Фомы. Спустя некоторое время через территорию кладбища проложили дорогу и могила была утеряна. В конце 19-го века при проведении реконструкции церкви останки композитора нашли и перезахоронили. После Второй мировой войны в 1949 году мощи Баха были перенесены в здание церкви. Однако, из-за того, что могила несколько раз меняла место, скептики подвергают сомнениям, что в захоронении находится прах именно Иоганна Себастьяна.
  • На сегодняшний день во всем мире выпущено 150 почтовых марок, посвященных Иоганну Себастьяну Баха, 90 из них издано в Германии.
  • К Иоганну Себастьяну Баху - великому музыкальному гению, с большим почитанием относятся во всем мире, памятники ему установлены во многих странах, только в Германии насчитывается 12 монументов. Один из них находится в местечке Дорнхайм недалеко от Арнштадта и посвящен свадьбе Иоганна Себастьяна и Марии Барбары.

Основные произведения Баха

Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):

  • 198 церковных кантат
  • 12 светских кантат
  • 6 мотетов
  • Рождественская и пасхальная оратории
  • Большая месса h-moll VI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-dur VIII. Страсти по Матфею и Иоанну IX. Траурная ода

Произведения для оркестра и камерная музыка:

  • 4 увертюры (сюиты) и 6 Бранденбургских концертов
  • 7 концертов для клавира с оркестром
  • 3 концерта для двух клавиров с оркестром 2 концерта для трех клавиров с оркестром 1 концерт для четырех клавиров с оркестром III. 3 концерта для скрипки с ор кестром IV. 6 сольных сонат для скрипки 8 сонат для скрипки с клавиром 6 сонат для флейты с клавиром 6 сольных сонат (сюит) для виолончели 3 сонаты для виолы да гамба и клавира 3 сонаты для трио

Произведения для клавира:

  • Партиты, французские и английские сюиты, инвенции для двух и трех голосов, симфонии, прелюдии, фуги, фантазии, увертюры, токкаты, каприччио, сонаты, дуэты, Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга
  • Хорошо темперированный клавир
  • Гольдберговы вариации
  • Искусство фуги

Произведения для органа:

  • Прелюдии, фантазии, токкаты, фуги, канцоны, сонаты, пассакалия, концерты на темы Вивальди
  • Хоральные прелюдии
  • III. Хоральные вариации