Фонд «Бельканто» Фонд Бельканто предлагает большую афишу концертов классической музыки в Москве 2023-2024: расписание всех классических мероприятий, онлайн продажа билетов, отзывы посетителей. Купите билет на классический концерт в Москве уже сегодня! 8 (499) 923-22-78 8 (800) 770-09-71
Москва ул. Старосадский пер.,7/10 стр.10
Логотип Фонда «Бельканто»
1. Войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь, если покупаете у нас в первый раз.
2. Пройдите в раздел «Рассылка» в личном кабинете после авторизации в нём. Если вы подписаны на рассылку, то увидите билеты с льготными ценами на сайте. Если нет, подпишитесь, и покупайте билеты вдвое дешевле!
Хочу скидку 50 %
с 10:00 до 20:00 по вопросам о мероприятиях мероприятий
8 (800) 770-09-71
для регионов

Концерты с музыкой Глинки в Москве

Михаил Иванович Глинка

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Глинки. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Глинки и купить билет на удобную вам дату.

Краткая биография композитора

Михаил Иванович Глинка (1804-1857 гг.) – великий русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Дата рождения: 20 мая 1804 г.

Дата смерти: 3 февраля 1857 г.

Возраст: 52 года

Место рождения: село Новоспасское, Смоленская губерния

Место смерти: Берлин, Королевство Пруссия, Германский союз

Деятельность: композитор.


Читать полную биографию

Афиша концертов Глинки

Концерт Мультимедийный концерт «Саксофон-шоу: популярная классика» от фонда Бельканто пройдет 16 июня 2024 в 15:00 в Москве. Зал — Государственный музей А.С. Пушкина , купить билет на концерт
Воскресенье
16 июня 2024
15:00
75 минут
6+
Государственный музей А.С. Пушкина г. Москва, ул. Пречистенка, 12/2c4
2400 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные

Ранние годы композитора

Михаил Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Матерью его была троюродная сестра отца — Евгения Андреевна Глинка-Земелька. Прадед композитора был шляхтичем из рода Глинки герба Тшаска — Викторин Владислав Глинка.

До шести лет Михаила воспитывала бабушка по отцу - Фёкла Александровна, которая полностью отстранила мать от воспитания сына. Мальчик рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком, как вспоминал сам композитор. После смерти бабушки Михаила вернули матери, которая приложила все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. Играть на фортепиано и скрипке в своей биографии М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. Первой его учительницей была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.

С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Там Михаил брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда. В 1822 году композитор, став вторым учеником на курсе, успешно окончил обучение в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете. В пансионе он познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила.

Периоды жизни и творчества

Закончив пансион, все свое время посвящал музыке, изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. Тогда же в биографии Глинки были созданы первые произведения. Михаил Иванович всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны всем известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.

В 1823 году он работает над струнным ансамблем, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, А. А. Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, посетил Пятигорск и Кисловодск. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творчестве композитора и отразилось в его произведениях на восточную тематику.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1936 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к уезду, он покинул Россию отправившись во Францию, Испанию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем в Берлине композитором велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой. Лишь в 1847 году вернулся на родину.

Множество произведений в биографии композитора Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

Смерть композитора

Михаил Иванович скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

В Берлине на русском православном кладбище находится кенотаф, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.

Интересные факты о Михаиле Глинке

Гениальный композитор чувствовал музыку так, как мало кто может, и ещё при жизни он пользовался громкой славой как в Российской Империи, так и далеко за её пределами. В биографии М. И. Глинки есть немало интересных моментов, которые позволяют составить картину его личности, что он был за человек.

  • Будучи ещё совсем юным, он уже иногда руководил оркестром своего дяди, и сам пытался сочинять музыку.
  • Он свободно владел шестью иностранными языками.
  • На протяжении всей жизни Михаил Иванович Глинка дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным.
  • Композитор был великолепным певцом, особенно в молодости. Правда, певческий талант он впоследствии не развивал, и сам на публике не выступал.
  • Женат композитор был однажды. Его жена тайно обвенчалась с другим мужчиной, и начался долгий, растянувшийся на годы бракоразводный процесс.
  • Он стеснялся своего небольшого роста, а потому всегда ходил, вскинув голову, чтобы казаться повыше.
  • Михаил Иванович был орнитологом-любителем. Он держал дома два десятка певчих птиц, в качестве обиталища для которых была выделена целая комната.
  • В 2011 году после завершения реконструкции Большого театра первым произведением, исполненным на его сцене, стала его опера “Руслан и Людмила”.

Основные произведения

Оперы

  • «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1837—1842)

Симфонические произведения

  • Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
  • Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1851)
  • «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)

Камерно-инструментальные сочинения

  • Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
  • Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
  • «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)
  • Ноктюрн «Разлука» (1839)
  • Фортепианный цикл «Привет отчизне» (1847)

Романсы и песни

  • «Не искушай» (1825)
  • «Венецианская ночь» (1832)
  • «Патриотическая песня» (1833, была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год)
  • «Я здесь, Инезилья» (1834)
  • «Ночной смотр» (1836)
  • «Сомнение» (1838)
  • «Ночной зефир» (1838)
  • «В крови горит огонь желанья» (1839)
  • Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
  • Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), состоящий из двенадцати романсов на стихи Нестора Кукольника
  • «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
  • «Я помню чудное мгновенье» (1840, на стихотворение Пушкина)
  • «Признание» (1840)
  • «Песнь Маргариты» из трагедии Гёте «Фауст» (1848)
  • «Мери» (1849)
  • «Адель» (1849)
  • «Финский залив» (1850)
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
  • «Не говори, что сердцу больно» (1856)