31 июля 2010 г., в Театре Гонзага в Архангельском, Благотворительный фонд содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто» представит уникальный проект «Ночь в опере. В. А. Моцарт».
«Музыка даже в самых ужасных
драматических положениях
должна всегда пленять слух,
всегда оставаться МУЗЫКОЙ»
В. А. Моцарт
Современник В. А. Моцарта, Пьетро Готтар-до Гонзага - замечательный театральный художник, новатор в области театра, - приехал в Россию в 1792 году, будучи уже прославленным мастером. По приглашению князя Н. Б. Юсупова, участвовал в проектировании театра в Архангельском. Его торжественное открытие состоялось 8 июня 1818 года, когда владелец усадьбы принимал императора Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III.
Представление фондом «Бельканто» проекта «Ночь в опере. В. А. Моцарт» на этой исторической сцене – уже само по себе событие. Интересна и разнообразна программа вечера. В нее вошли сцены и арии из опер композитора, в том числе редко звучащих, а также его камерно-инструментальные сочинения.
Музыкальный театр – важнейшая сфера творчества В. А. Моцарта. Его оперы составили целую эпоху в развитии жанра. К началу XVIII века, когда талант композитора достиг своего расцвета, опера в Вене разделилась на три основных направления. Ведущее место занимала серьезная итальянская опера (итал. opera seria), где классические герои и боги жили и умирали в атмосфере высокой трагедии. Большим успехом пользовалась и комическая опера (opera buffa), основанная на сюжете Арлекина и коломбины из итальянской комедии (commedia delĺ′arte), окруженных слугами и их хозяевами. Наравне с этими итальянскими формами развивалась немецкая комическая опера (singspiel), чей успех заключался в том числе и в использовании доступного широкой публике родного немецкого языка.
Одно из главных нововведений в моцартовских операх – перенесение действия из диалогов в музыку (в ансамбли, дуэты, даже в арии). До В. А. Моцарта действие происходило в secco-речитативах, во время которых в ложах разговаривали, играли в карты, отвлекаясь только лишь послушать виртуозную арию.
Вторая «Ночь в опере», прошедшая 31 июля, построена по принципу гала-концерта.
Это принципиальное решение, т.к. в Россию приехали две замечательные солистки Адриен Микш и Валерия Пфистер и нам хотелось представить в полной мере их виртуозное вокальное мастерство.