+7 915 467 68 17, +7 965 309 87 35 с 10:00 до 20:00 по вопросам о мероприятиях
  • Москва
+7 915 467 68 17 ежедневно с 9:00 до 21:00

Франсиско Гойя

Франсиско Гойя

Франси́ско Хосе́ де Го́йя-и-Лусье́нтес (1746-1828), испанский живописец, гравер, рисовальщик. Один из первых и самых ярких художников эпохи романтизма.
Будущий великий художник родился 30 марта 1746 года (Фуэндетодос, близ Сарагосы). Отец, Хосе Гойя, был известным мастером позолотчиком. С 1760 Франсиско учился мастерству живописца в Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 года, Гойя отправился в Италию, где получил бесценную возможность изучить работы великих мастеров прошлого и настоящего. Естественно, что, по возвращению в 1771 году в Сарагосу, он какое-то время писал в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-1772).
С 1773 года художник, работая в Мадриде, выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов. Картины сцен повседневной жизни и народных развлечений были насыщенными по цвету и достаточно простыми по композиции («Зонтик», 1777; «Игра в пелоту», 1779; «Игра в жмурки», 1791 - все в Прадо, Мадрид). С начала 1780-х годов Гойя получил известность портретиста. Картины этого времени выполненны в тонкой цветовой гамме, фигуры и предметы - как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
В 1780 году Гойя избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 - директор ее живописного отделения). А уже в 1799 году он - «первый живописец короля». В это же время, в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка». Уродство ее политических моральных и духовных основ Гойя раскрывает в «Капричос» - большой серии гротескно-трагических офортов (80 листов с комментариями художника, 1797-1798). Самобытность художественного языка, едкая выразительность линий и штрихов, противопоставление света и тени, соединение аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности - открыли новые пути развития европейской гравюры.
В 1790-х - начале 1800-х годов портретное творчество Гойи достигло вершин. В картинах этого периода - тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественный вызов и противостояние окружающему миру (портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат чувственности и скрытой тайны («Маха одетая» и «Маха обнаженная», обе - Прадо, Мадрид).
Глубокой исторической глубиной и страстным протестом проникнуты большие картины, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», обе - около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов «Бедствия войны» (82 листа, 1810–1820).
Умер художник 16 апреля 1828 года в своих апартаментах в Бордо.


Все мероприятия с участием Франсиско Гойя

Где услышать