Скидка 50% всем нашим подписчикам!
Нажимая «Получить скидку» Вы даёте согласие на обработку персональных данных на условиях и для целей, определённых Политикой конфиденциальности
Хочу скидку 50 %
с 10:00 до 20:00 по вопросам о мероприятиях мероприятий
8 (800) 770-09-71
для регионов

Антонио Вивальди — концерты в Москве

Антонио Вивальди

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Вивальди. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2018 г. с музыкой Вивальди и купить билет на удобную вам дату.

Краткая биография композитора

Антонио Вивальди (годы жизни: 1678-1741 гг.) – композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник

Имя: Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi)

Дата рождения: 4 марта 1678 г.

Дата смерти: 28 июля 1741 г.

Возраст: 63 года

Место рождения: Венеция, Италия

Семейное положение: не был женат.

Ранние годы композитора: кратко

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Джованни был родом из Брешии, а в 10 лет поселился в Венеции вместе с матерью. В те времена цирюльники брили, стригли, завивали и помадили клиентов, а также развлекали их музицированием.

Вивальди-старший совмещал парикмахерское искусство с игрой на скрипке. Джованни стал скрипачом в капелле собора Святого Марка, также его имя значится в списке основателей музыкального общества и даже на титульном листе одной оперы, датированной 1689 годом.

Директором упомянутого общества был композитор и автор опер Джованни Легренци. На основании этих фактов составители биографии Вивальди пришли к выводу, что композитор талантом и первыми шагам на музыкальном поприще обязан отцу, который привил сыну любовь к скрипке и передал собственные навыки, идеальный слух и мастерство игры. Также существует версия, что юный Антонио обучался у Джованни Легренци.

Обстоятельства рождения Вивальди-младшего позволили выяснить точную дату его появления на свет. Дело в том, что мальчик родился недоношенным, на седьмом месяце. Акушерка, принимавшая роды, посоветовала сразу крестить ребенка на случай внезапной смерти. Спустя пару часов после рождения младенца уже окрестили, о чем свидетельствует запись в церковной книге.

Из-за астмы мальчику было трудно передвигаться, под запретом оказались и духовые инструменты. Зато любимая с младенчества скрипка была в полном распоряжении будущего маэстро, и с 10 лет Антонио заменял отца, играя в капелле Святого Марка.

С 13 лет Вивальди-младший исполнял должность «вратаря» при соборе, открывая врата храма. Затем состоялось еще несколько посвящений юного служителя церкви в более высокие должности. Мессу Антонио служил лишь один раз, ему сделали послабление ввиду слабого здоровья, и юноша получил возможность посвятить себя музыке.

Начало самостоятельной жизни

В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.

Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки.

Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.

Жизненный путь

Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.

В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.

В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.

С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.

По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.

В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.

В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.

Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.

Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.

К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.

Личная жизнь

В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, который соблюдал на протяжении всей жизни. И все же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц консерватории Pietà, Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.

Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актерским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе время на родине и в разъездах.

Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.

В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.

Смерть композитора

Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь Антонио Вивальди оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.

После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только Иоганн Себастьян Бах искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.

Роль Вивальди в развитии мирового музыкального искусства

Влияние Вивальди на развитие музыкального искусства распространяется на широкий диапазон музыкальной деятельности, что подтверждает уникальность творческой личности талантливого композитора и виртуозного скрипача.

Именно благодаря Вивальди была укреплена совершенно уникальная по драматическому накалу техника исполнения, которая носит название «ломбардская», когда укорачивалась длительность первой ноты и ритмически опорной становилась последующая.

Композиторскому гению Вивальди принадлежит идея нового жанра сольного инструментального концерта.

Он поставил на новую ступень развития популярный в Италии жанр кончерто гроссо — ансамблево-оркестрового концерта, за которым закрепил трехчастную форму и вместо группы солистов выделил отдельный солирующий инструмент, наделив оркестр функцией сопровождения.

Огромен вклад Вивальди в эволюцию искусства оркестровки - он первым ввел в оркестровый состав гобои, валторны, фаготы и другие инструменты в качестве самостоятельных.

Несомненное достижение Вивальди состоит в том, что он воплотил на сцене особый вид концертов - для оркестра и скрипки и еще один вариант - для двух и четырех скрипок. Всего же в его творческом наследии около двух десятков подобных концертов, среди них единственный в мире концерт для двух мандолин.

Большое влияние сочинения Вивальди имели на известнейшего представителя музыкального искусства эпохи барокко - Иоганна Себастьяна Баха. Он всерьез увлекался и детально изучал сочинения Вивальди, активно применял приемы музыкального языка и символику своего предшественника, делая их смысл более глубоким. Некоторые музыковеды в знаменитейшей мессе h-moll Баха находят несомненные отзвуки произведений итальянского мастера композиции. Впоследствии Бах переложил для клавира 6 концертов Вивальди для скрипки, еще 2 преобразовал в органные концерты и один адаптировал для 4-х клавиров. По иронии судьбы, эти музыкальные шедевры более 150 лет считались сочиненными Бахом.

Интересные факты из биографии Вивальди

  • — Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века.
  • — Антонио Вивальди – первый композитор, создавший концерты для скрипки и оркестра, двух, четырех скрипок и двух мандолин.
  • — Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора).
  • — У маэстро было прозвище «рыжий священник» из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.
  • — Вивальди прославился еще и тем, что мог за пять дней написать трехактную оперу и десятки музыкальных вариаций на одну тему.
  • — Композиция «Летняя гроза (шторм)» из цикла «Времена года» в исполнении Ванессы Мэй – одна из самых популярных в мире мелодий.
  • — Вивальди родился семимесячным. По некоторым данным, новорожденный был настолько хилым и болезненным, что его немедленно крестили.
  • — Вивальди ни разу не был женат. Но из-за его теплых отношений с А. Жиро, которые все же оставались платоническими, композитор не раз подвергался критике высокопоставленного духовенства.
  • — В венецианском путеводителе для иностранцев, датированном 1713 годом, отец и сын Вивальди упоминаются как наиболее искусные скрипачи среди музыкантов Венеции.
  • — После 1840 года многие рукописные варианты сочинений Вивальди были утеряны и надолго исчезли из памяти людей. Некоторые ноты попали в руки его коллег- композиторов, а также близких родственников.
  • — Своему «второму рождению» Вивальди обязан итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который занимался активным поиском произведений композитора. В 20-е годы XX века до него дошел слух о распродаже рукописных партитур, которые хранились в монастырском колледже в Сан-Мартино. Среди них Джентили обнаружил 14 томов сочинений Вивальди, до сих пор остававшихся неизвестными публике  - 19 опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокализов.
  • — Поиски потерянных сочинений Вивальди ведутся по сей день. В 2010 году в Шотландии был найден его Концерт с флейтой. В 2012 году мир узнал его неизвестную оперу «Orlando Furioso».
  • — Наиболее популярным изображением композитора считается полотно французского портретиста Франсуа Морелон де ля Кавэ. Для портрета Антонио пришлось надеть белый парик - этикет тех времен не позволял мужчинам появляться в свете без парика.
  • — Вивальди и Моцарт похоронены на одном кладбище в Вене, там хоронили одних из самых бедных представителей населения.
  • — Именем композитора назван один из открытых кратеров на планете Меркурий.
  • — Вивальди принадлежит крылатая фраза: «Когда достаточно одной скрипки, не используют две».

Основные произведения Вивальди

Оперы:

  • — «Оттон в деревне», 1713
  • — «Роланд, мнимый безумец», 1714
  • — «Арсильда, царица Понта», 1716
  • — «Коронация Дария»,1717
  • — «Артабан», 1718
  • — «Теузоне», 1719
  • — «Тит Манлий», 1719
  • — «Фарначе», 1727 и другие

Хоровая и вокальная музыка:

  • — Sacrum (месса)
  • — Laudate Dominum omnes gentes
  • — Stabat Mater и другие

Оратории:

  • — Торжествующая Юдифь», 1716
  • — «Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу», 1722
  • — «Большая кантата «Глория и Гименей», 1721

Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:

  • — «Буря на море»
  • — «Удовольствие»
  • — «Охота»
  • — «Времена года»
  • — «Ночь»
  • — «Щегленок»
  • — «Прелюдия»

Афиша концертов Вивальди в Москве

Популярное
Суббота
2 июня 2018
21:00
75 минут
12+
«Ван Гог. Вивальди. Времена года. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Бах. Токката и фуга ре минор»
Проект: Звучащие полотна
Кафедральный Собор Петра и Павла Старосадский пер., 7
Премьера
Суббота
9 июня 2018
21:00
75 минут
12+
HUBBLE FEST. «Сон в летнюю ночь. Видеоинсталляция: Млечный путь глазами телескопа Hubble»
Проект: Hubble fest
Кафедральный Собор Петра и Павла Старосадский пер., 7
Популярное
Суббота
16 июня 2018
21:00
75 минут
12+
«Айвазовский. Времена года»
Проект: Звучащие полотна
Кафедральный Собор Петра и Павла Старосадский пер., 7
Популярное
Четверг
21 июня 2018
20:30
75 минут
12+
«Шагал и Сезанн. Орган, дудук и саксофон»
Проект: Звучащие полотна
Кафедральный Собор Петра и Павла Старосадский пер., 7
Премьера
Пятница
22 июня 2018
19:30
75 минут
6+
«Четыре саксофона и клавир»
Проект: Шереметевские сезоны в усадьбе Кусково
Усадьба Кусково. Дворец ул. Юности, 2, Москва
Популярное
Суббота
23 июня 2018
21:00
75 минут
12+
«Ван Гог. Вивальди. Времена года. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Бах. Токката и фуга ре минор»
Проект: Звучащие полотна
Кафедральный Собор Петра и Павла Старосадский пер., 7
Акция Премьера
Воскресенье
1 июля 2018
18:00
75 минут
6+
Концерт и исторический экскурс «Час Вивальди»
Государственный музей-заповедник Царицыно. Атриум Хлебного дома ул. Дольская, д. 1
Премьера
Суббота
7 июля 2018
15:00
75 минут
3+
«Под музыку Вивальди»
Проект: Концерты для всей семьи
Кафедральный Собор Петра и Павла Старосадский пер., 7
Премьера
Суббота
7 июля 2018
18:00
75 минут
6+
Проект «Итальянские каникулы». Венеция Вивальди
Кафедральный Собор Петра и Павла Старосадский пер., 7
Популярное
Пятница
13 июля 2018
20:00
75 минут
6+
«Вивальди. Времена года. Моцарт. Маленькая ночная серенада»
Англиканский собор Святого Андрея Вознесенский пер., д.8
Популярное
Суббота
21 июля 2018
16:00
75 минут
6+
«Вивальди. Времена года»
Проект: Музыка на воде
Теплоход «Рио 4»
Премьера
Воскресенье
22 июля 2018
20:00
90 минут
6+
#ProgressiveClassic Классика в современном звучании
Проект: Мистерия Бельканто в Аптекарском огороде
Аптекарский огород пр-т Мира, 26, стр. 1
Суббота
28 июля 2018
20:00
90 минут
6+
Орган в Аптекарском огороде «Вивальди. Времена года. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Бах. Токката и фуга ре минор»
Проект: Мистерия Бельканто в Аптекарском огороде
Аптекарский огород пр-т Мира, 26, стр. 1
Популярное Премьера
Воскресенье
29 июля 2018
20:00
75 минут
6+
Орган в Аптекарском огороде. «Грузинский хор, дудук и орган»
Проект: Мистерия Бельканто в Аптекарском огороде
Аптекарский огород пр-т Мира, 26, стр. 1
Премьера
Суббота
4 августа 2018
20:00
90 минут
6+
«Лунная соната»
Проект: Мистерия Бельканто в Аптекарском огороде
Аптекарский огород пр-т Мира, 26, стр. 1
Популярное
Суббота
18 августа 2018
21:00
75 минут
12+
Ван Гог. Вивальди. Времена года. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Бах. Токката и фуга ре минор
Проект: Звучащие полотна
Кафедральный Собор Петра и Павла Старосадский пер., 7
Премьера
Суббота
25 августа 2018
19:00
75 минут
6+
«Орган, дудук и саксофон»
Проект: Музыка на воде
Теплоход «Рио 4»

Видео с концертов Вивальди