Возможно, вас заинтересует афиша концертов в других залах фонда «Бельканто»
Крепостные дворянские театры играли весьма значительную роль в музыкальной и театральной жизни России конца XVIII – начала XIX века. Из более чем двухсот театров, самыми знаменитыми были замечательный театр Шереметева в Останкине и Кускове, а также крепостной театр князя Юсупова в Архангельском.
Князь Н.Б.Юсупов занимал должность директора императорских театров и имел собственный театр в московском доме у Красных ворот. Купив Архангельское, князь счел уже имеющееся помещение в одном из флигелей слишком скромным для своих театральных представлений. И в течение 1817—1818 годов недалеко от главной части парка было сооружено специальное здание. Проектировали новый театр московский архитектор О.И.Бове и итальянский декоратор и архитектор П.Г.Гонзага. Чертеж и план театра, выполненные рукой Гонзага, до сих пор хранятся в музее. Строила здание артель часто работавшего в усадьбе плотника Осипа Иванова под руководством В.Я.Стрижакова. В создании театра также принимали участие архитекторы Е.Д.Тюрин и С.П.Мельников.
Весной 1818 года работы подходили к концу. В начале июня из Петербурга привезли первые декорации, заказанные знаменитому Гонзага, для установки которых в Архангельское приезжал машинист московского театра Юсупова. Торжественное открытие театра состоялось 8 июня 1818 года. В этот день Александр I в сопровождении прусского короля, императорской семьи и свиты посетил Архангельское, где гостей ждали обед, бал, иллюминация и представление в новом театре.
«Следуя врожденному влечению, я усвоил привычку называть «музыкой для глаз» все зримые украшения» – писал в одном из своих трактатов Пьетро ди Готтардо Гонзага, чье имя до сих пор является символом блистательного театрального искусства. Творчество Гонзага принадлежит в равной степени художественной культуре России, в которой он прожил около сорока лет, и культуре Италии, на земле которой он родился и впервые прославился как великий декоратор. Магическая сила таланта Гонзага-декоратора, ставшего первым среди равных, была столь велика, что русское общество на рубеже XVIII - XIX веков оказалось в плену у театра. «Чудные декорации Гонзага, - вспоминал М.И.Пыляев, - заставляли зрителя забываться и поражали удивительным соблюдением перспективы и необыкновенной прелестью композиции». В России в конце XVIII века ведущим направлением в искусстве был классицизм, и Гонзага, отказавшись в своем творчестве от фантастического жанра, легко вошел в жизнь русского искусства. Он стал декоратором-перспективистом, но, в отличие от мастеров барокко, изображал на сцене реальный городской пейзаж и реальную архитектуру. Виртуозность перспективных построений декораций и выдающееся живописное мастерство позволили Гонзага добиваться исключительных эффектов, когда трудно провести грань между кажущимся и реальным пространством. Декорации, работы Гонзага – уникальны. Тем примечательнее тот факт, что в первозданном виде они сохранились только в Архангельском.
Деревянное оштукатуренное здание театра дошло до наших дней почти без изменений. Внешне простое, с гладко-золотистыми стенами и белой балюстрадой крыльца, оно поражает изысканностью внутреннего оформления. Между величественными, окружающими зал колоннами двумя рядами расположены изящные, с легкими барьерами ложи. А сцену закрывает занавес, написанный рукой Гонзага.
Когда в пространстве театра звучит музыка, он перестаёт быть исключительно музеем – акустика, резонируя современным обертонам, молодеет…. под воздействием эмоций зала, оживают древние стены… души былых служителей Мельпомены с энтузиазмом аплодируют своим нынешним коллегам. А зрители, пришедшие на сегодняшний концерт, тем самым отдают дань памяти гениям ушедших времён.
(метро «Тушинская, авт. 549, 541, маршр. 549, 541, 151»)