1. Войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь, если покупаете у нас в первый раз.
2. Пройдите в раздел «Рассылка» в личном кабинете после авторизации в нём. Если вы подписаны на рассылку, то увидите билеты с льготными ценами на сайте. Если нет, подпишитесь, и покупайте билеты вдвое дешевле!
Хочу скидку 50 %
с 10:00 до 20:00 по вопросам о мероприятиях мероприятий
8 (800) 770-09-71
для регионов

Моцарт. Реквием

Полное описание

Моцарт. Реквием - афиша проекта 2019

Четверг
29 августа 2019
20:00
70 минут
12+
Проект: Моцарт. Реквием
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла Старосадский пер., 7
800 - 2600 a

Показаны полные цены как получить льготные
Суббота
21 сентября 2019
18:00
60 минут
12+
Проект: Звучащие полотна
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла Старосадский пер., 7
800 - 2500 a

Показаны полные цены как получить льготные
Суббота
2 ноября 2019
21:00
60 минут
12+
Проект: Hubble Fest IV
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла Старосадский пер., 7
Билеты закончились
Четверг
12 декабря 2019
20:00
70 минут
12+
Проект: Звучащие полотна
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла Старосадский пер., 7
Билеты закончились

История создания "Реквием" Моцарта

История создания этой всемирно известной заупокойной мессы - одна из самых таинственных, трагичных и полных противоречивых фактов и свидетельств не только в биографии гениального Моцарта. Ее драматический символизм получил продолжение во многих других трагических судьбах талантливых людей.

Летом 1791 года, последнего года жизни композитора, на пороге квартиры Моцартов появился таинственный человек в сером одеянии. Лицо его было скрыто тенью, а плащ, несмотря на жару, укрывал фигуру. Зловещий пришелец протянул Вольфгангу заказ на сочинение заупокойной мессы. Задаток был внушительным, срок оставлялся на усмотрение автора.

В какой точно момент была начата работа, установить сегодня невозможно. В хорошо сохранившихся письмах Моцарта он упоминает работу над всеми сочинениями, вышедшими в тот период – коронационная опера «Милосердие Тита», зингшпиль «Волшебная флейта», несколько некрупных сочинений и даже «Маленькая масонская кантата» на открытие новой ложи ордена. Только «Реквием» нигде не упоминается. За одним исключением: в письме, достоверность которого оспаривается, Вольфганг жалуется на сильные головные боли, тошноту, слабость, на постоянные видения таинственного незнакомца, заказавшего траурную мессу, и предчувствие собственной скорой кончины…

Недомогания непонятной этиологии начали мучить его еще летом, за полгода до смерти. Врачи не могли сойтись на причинах и диагнозе болезни. Тогдашний уровень медицины не позволял точно диагностировать состояние больного на основании симптомов. Да и симптомы были противоречивы.

Например, постоянно являющийся в видениях Вольфгангу посланник, который изводил его и без того нарушенную нервную систему. Очень скоро посланник из серого стал черным – в восприятии Моцарта. Это были галлюцинации. И если прочие симптомы можно было отнести к болезням почек, водянке, менингиту, то галлюцинации в эту картину совершенно не вписывались.

Но они могли свидетельствовать о другом – они являлись спутниками отравления ртутью. Если принять за правдоподобность этот факт, все остальное течение и развитие болезни вполне соответствует гипотезе токсикологического отравления меркурием (ртутью). И становится понятным, почему врачи, собравшиеся для консилиума за неделю до гибели Вольфганга, так и не смогли сойтись во мнении относительно болезни, кроме одного – ждать осталось недолго.

Между тем, многие современники свидетельствовали о постепенном угасании Моцарта. Последнее его публичное выступление произошло 18 октября 1791 года на открытии масонской ложи, где он сам управлял оркестром и хором. После этого 20 ноября он слег и до самой кончины не вставал.

Существует версия, подтвердить которую или опровергнуть сейчас нельзя, о том, что Месса Ре-минор под видом опуса без названия была написана Моцартом задолго до заказа, но не был издан. И что после заказа ему оставалось лишь достать сочиненные ранее партитуры и внести изменения. По крайней мере, в предсмертный день 4 декабря он пел части из нее с пришедшими проведать композитора друзьями. Отсюда утверждение Зофи, сестры Констанци, которая провела с ними тот день, о том, что «до самого смертного часа он работал над «Реквиемом», который так и не успел завершить».

В ту ночь чуть позже полуночи он умер. Неясна, если не сказать больше – возмутительна – история с его похоронами. Денег в семье совершенно не было, на организацию похорон друг Вольфганга барон ван Свитен дал сумму, которой хватало на похороны по 3-му разряду. Это был век эпидемий, по указу императора все подобные процедуры строго регламентировались. 3-ий разряд подразумевал наличие гроба и захоронения в общей могиле. Моцарта, величайшего гения человечества, похоронили в общей яме с десятком других бедняков. Точное место неизвестно до сих пор: некому было это сделать. Уже в соборе святого Стефана, куда привезли простой, едва отесанный сосновый гроб с телом Вольфганга для отпевания, его никто не сопровождал – так записано в церковной книге пастором. Ни вдова, ни друзья, ни братья-масоны не пошли провожать его в последний путь.

Вопреки распространенному мнению, почти сразу после смерти маэстро неизвестный заказчик объявился с партитурой. Это был граф Вальзегг-Штупах, который безумно любил музицировать, играл на флейте и виолончели. Он иногда заказывал композиторам сочинения, которые выдавал затем за свои. В феврале 1791 года умерла его жена, в знак памяти о ней была заказана траурная месса Моцарту. Благодаря графу она не только была издана после смерти композитора, но и впервые была исполнена 2 года спустя – 14 декабря 1793 года. Никто тогда не подверг сомнению, что слышит подлинное сочинение, трагическую вершину творчества величайшего композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Значение "Реквиема" для слушателей

"Реквием", написанный Моцартом на пороге его смерти, - одно из величайших творений музыкального гения, который вдохновлял многих композиторов. Глубокая, возвышенная и трогательная музыка не оставляет слушателей равнодушными, проникая в самые отдаленные уголки души и задевая за живое. "Реквием" - истинный гимн скорби и печали, ярко и чисто отражающий чувства человека, тоскующего по ушедшим. Датой создания "Реквиема" Моцарта считается 1791 год. Хотя с момента издания произведения прошло более 200 лет, эта музыка все еще звучит на поминальных церемониях и классических концертах. Версия, написанная Зюсмайером, получила высшее признание, однако многие композиторы неоднократно пытаются переписать произведение, чтобы улучшить его и адаптировать к современным традициям.

Интересные факты

  • — Композитор вел тщательный учет всем произведениям, записывая в специальную тетрадь даже отдельные оперные номера под определенным артикулом. «Реквием» был единственным сочинением, которое не было внесено в эту тетрадь рукой маэстро. Этот факт породил множество домыслов, начиная с того, что «Реквием» был написан значительно раньше автором (в 1784году), и заканчивая предположениями о том, что весь целиком принадлежит не ему.
  • — Вообще с 1874 года Моцарт не написал ни одного опуса для церкви, за исключением «Ave verum korpus». Этот факт для многих исследователей является показателем того, что и «Reqiem» он мог оставить лишь в наброске по причине того, что этот жанр якобы не вызывал у него творческого интереса. Хотя по другой версии, предчувствие близкой гибели способствовало тому, что заказ не просто был взят в работу. Композитор в этом произведении достиг неизведанной даже для себя глубины человеческого сострадания и в то же время музыка эта столь возвышенна и полна божественной красоты, что, пожалуй, это единственный случай, когда смертный смог вознестись душой к богу в своем творчестве.
  • — На самом деле Моцарт всю свою жизнь был глубоко верующим католиком, соблюдающим все предписания, он дружил с пастором-иезуитом, и причина острых противоречий с масонством, однажды развернувшая его на 180 градусов от тайной ложи, заключалась в антикатолических тенденциях последней. Вольфганг был мыслителем и мечтал соединить то лучшее, что есть в религии с достижениями просвещенности ордена. Тема духовной музыки была близка ему даже более других.
  • — Расследования и доказательства подлинности нот Мессы Ре-минор ведутся до сих пор. Теперь уже, когда все участники тех событий мертвы, правды не установить. Но справедливы слова Констанцы, которая писала в 1827 году: «Даже если допустить, что Зюсмайр полностью все написал по указаниям Моцарта, все равно Реквием остался бы работой Моцарта».
  • — В первую годовщину трагедии 11 сентября, случившейся в США в 2011 году, по всей планете исполнялся «Реквием» Моцарта. Ровно в 8:46 (время первой атаки самолета на башню-близнеца) вступил коллектив из первого часового пояса (Япония), затем через час – следующий часовой пояс и коллектив. Таким образом, «Реквием» звучал весь день непрерывно. Выбор именно этой траурной мессы не случаен – оборвавшаяся внезапно и столь трагически жизнь Моцарта, так и не успевшего дописать произведение, ассоциируется с безвременной кончиной сотен жертв теракта.

Видео концертов «Моцарт. Реквием»

Моцарт. Реквием - отзывы с концертов

Про Реквием и про Моцарта можно писать долго и восторженно. Я же постараюсь кратко и по делу.
Если вы никогда не слышали Реквием Моцарта и не представляете, что это такое, то вспомните, музыку, которая обозначает самые грустные и трагические моменты в фильмах, там часто используют одну из частей Моцартского Реквиема. Слушать такую музыку надо только в церкви, где акустика позволяет голосам проникнуть в душу!

Реквием это заупокойная месса, трагическая и патетическая одновременно.
Если вы продвинутый ценитель классики - покупайте места на балконе. Там не только самый лучших обзор, но и самый лучший звук. Остается только закрыть глаза и постараться прикоснуться к Божественному.
Если вы новичок и слушаете Реквием в первый раз - распечатайте себе текст этого произведения на латыни и на русском языке (там не много). И следите за исполнением, что бы хотя бы в общих чертах понимать о чем сейчас поют.
Моцарт писал эту музыку будучи глубоко больным, практически уже умирая (реквием закончили его друзья-композиторы) - поэтому это произведение абсолютно не похоже на привычную нам лёгкую музыку. Это совсем другая история. Так что идти нужно на этот концерт как не на развлечение, а как на серьёзное мероприятие.
Эта музыка очищает душу. И приближает нас к Богу. Даже совсем не верующие люди проникаются мощью и трепетом перед вечностью.

Ещё добавлю, что исполняла Реквием государственная капелла Москвы им.Вадима Судакова. Голоса просто волшебные! Хотелось слушать и слушать. Спасибо им за такой замечательный концерт!!! И орган. Орган как всегда выше всяких похвал.
Людмила Денисова
25.03.2019
Как всегда восторг! Мой второй раз. Lux aeterna — это бальзам на душу. Не забывайте закрывать глаза при прослушивании для бóльшего эффекта или смотрите на завораживающие длинные и узкие оконные рамы при свете как дня, так и ночи...
Яана Штах
24.03.2019
Очень понравились бас, сопрано. Особенно удачно получилась вторая часть концерта, начиная с 7 композиции. Пошла ради прослушивания "Lux eaternum" и не прогадала. Спасибо за столь замечательный концерт.
Юлия Лямцева
24.03.2019
Невероятный концерт! Солисты и хор - выше всяких похвал! Обязательно схожу еще раз!
Марина Баранова
20.03.2019
Потрясающий, невообразимый Моцарт, как и Вселенная, вечны... Атмосфера Собора, великолепная акустика погружают в самые тонкие нюансы музыки, хочется слушать бесконечно.
Светлана Исаева
11.03.2019
Эмоции переполняли!! То от счастья, от смысла жизни! Реквием, орган и хор - незабываемое впечатление. Рекомендую!!!
Наталья Добровольская
05.03.2019
Орган в соборе звучит потрясающе. Осознанно впервые я услышала орган в Нотр-Дам-де-Пари. Потом была базилика Сакре-Кёр. Это такое музыкальное таинство, которое пробирает душу. Шла на органный концерт в собор Петра и Павла на "Реквием" Моцарта с уверенностью, что это не тяжело или грустно, а душевно и необыкновенно прекрасно. Желания сбываются. Была с мамой и ребенком 10 лет. Нам всем понравился концерт. Даю совет по местам, так как сама, к сожалению, прогадала. Выбирая между партером и нефом, выбирайте партер. На любом месте в нефе почти не видно инсталляцию на куполе в центре зала.
Анастасия Зудочкина
27.02.2019
Была на  концерте "Моцарт. Реквием" в Вашем соборе первый раз.Получила неизгладимое удовольствие, бесподобные инсталляции, великолепные голоса , меня пробрало до мурашек! Спасибо огромное. Собираюсь пойти теперь на Баха!
Наталия Коваленко
26.02.2019
Очень понравился концерт.
Прекрасное выступление хоровой капеллы.
Андрей Рачков
25.02.2019
Посетили концерт Реквием Моцарта. Концерт просто вилеколепный, просто до мурашек! Спасибо за такие невероятные ощющения. Хотим снова сходить на это произведение! Спасибо!
Мария Платонова
22.02.2019
Это грандиозно! Непередаваемо! Великолепно!  На самом деле  слушать такую музыку нужно хотя бы для того, чтобы  понимать кто ты и что ты есть в  этом мире, чтобы не быть напрочь зомбированным массовой культурой, работой, мелкими и крупными проблемами .Чтобы знать, что ты ЧЕЛОВЕК ,  что все без исключения люди рождаются гениальными и только обстоятельства делает их такими, какими они становятся в конце. Слушайте Реквием!  Это не про смерть- это про жизнь! Спасибо Моцарту! Спасибо , за то, что подарили такой великолепный вечер.
Екатерина
22.02.2019
Чудесная музыка, потрясающее звучание, лучше выбирать места в партере или центральном балконе.
Дарья Попова
29.01.2019
На концерт  "Моцарт. Реквием" впервые привела внучку. Органная музыка впечатлила! Великолепен хор. Сольные партии слушали на одном дыхании. Очень понравилось! Обязательно придем на концерт Поля Мориа. Спасибо организаторам!. Браво исполнителям!
Татьяна Мусинова
28.01.2019
Прекрасно! Впервые слушала Реквием целиком. Замечательно,чувствуется,что музыканты проникнуты тем,что исполняют. Инсталляция очень гармонично соединяется с музыкой. Кто придумал их сочетать? Респект!.. Только прохладно в соборе,подмерзли,хоть и в верхней одежде. Зато как-то вспоминаются лишения бедного Моцарта в последние годы жизни...
Любовь Бокова
28.01.2019
Концерт впечатляет сразу с нескольких сторон. Снимки огромной прекрасной Вселенной над головой в сочетании с завораживающим пением хора! И еще это было одно из лучших исполнений Реквиема, которое я слышала. Спасибо, впечатления потом долго не отпускали!
Светлана Летуновская
28.01.2019
Собор св.св. Петра и Павла - лучшее место для Реквиема. Душа взлетает вверх вместе с музыкой и хором. Впечатление усиливается вдвойне, когда видеоряд совпадает с музыкой. Спасибо организаторам за идею совмещения музыки и видео.
Елена Андрусенко
28.01.2019
Очень понравилось. Хор и солисты ансамбля были просто великолепны. Обязательно придём снова.
Андрей Рачков
28.01.2019
Здравствуете.
Большое спасибо за чудесный вечер. Сегодня я не только услышала вживую, давно известное по записям, произведение Моцарта «Реквием», но и узнала некоторые интересные факты из жизни и творчества композитора (хотелось бы и в дальнейшем во время концерта слышать познавательные комментарии) Спасибо!
Галина Грачева
27.01.2019
Потрясающе! Получила огромное удовольствие, великолепнейшее исполнение! Спасибо
Евгения Романенкова
26.01.2019
Очень интересный проект. Хорошая акустика. Хор достойно проиллюстрировал произведения Маэстро.
Оркестру браво. Дирижёру огромное спасибо. Солистам отдельные овации.
Выражаю огромную благодарность, свету, звуку, администрации и всему техническому персоналу.
Никита Никита
26.01.2019
Очень атмосферно, спасибо за проект вообще и этот вечер в частности)
Вселенная с ее звездами, как оказалось, превосходно сочетается с музыкой Моцарта. Жаль, конечно, что проекция была только над алтарем (или как это правильно называется), а не полностью под сводами Собора надо всем залом от алтаря до органа, что было бы намного круче, но так тоже впечатляет.
Отдельная благодарность за возможность услышать еще раз Requiem, Kirye, Sanctus, Agnus Dei... в превосходном исполнении!
Yasmina Vinokurova
07.01.2019
Великое произведение! Посещаю этот концерт в третий раз,  и это не в последний)  В исполнении капеллы имени В. Судакова незабываемо.  
Ирина Филатова
06.01.2019
От данного события - только положительные впечатления. Прекрасно всё - от проекции космоса до «космического» исполнения Моцарта! Рекомендую к посещению. Только зимой прохладно, сильно не раздевайтесь)
Ярослав Хусаинов
06.01.2019
Великолепно! Душа отдохнула. Слушала второй раз в другом исполнении. Большое спасибо Леониду Кулагину. Сочетание голоса и божественной музыки производит необыкновенные ощущения. Большое спасибо!
VALENTINA GRISHINA
21.12.2018
Потрясающий концерт! Видеопроекция и волшебное хоровое пение завораживают, заставляют задуматься, наводят на мысли о вечности. Жаль, что концерт так короток (75 минут). Хочется слушать и слушать.
Елена
16.12.2018
Концерт очень понравился. Замечательное выступление Леонида Кулагина и затем хор им. Свешникова, просто нет слов! Все супер.
Людмила Лысенко
10.12.2018
В течение нескольких лет посещаю концерты "Бельканто". Абсолютно все концерты на самом высоком профессиональном уровне! Это волшебство, не имеющее равных! Да и место проведения---"Кафедральный Собор Петра и Павла" вызывает у зрителей особое духовно-душевное настроение, внутреннее благоговение и трепет. Да и понятно---сюда не приходят "случайные люди".
Галина Родионова
09.12.2018
Звуки музыки завораживающие своим великолепием и наполняющие сердце, чудесные голоса исполнителей, слова из пьесы Пушкина «Моцарт и Сальери», прозвучавшие в исполнении проникновенного Леонида Кулагина, видеоряд, наполняющий собор цветом и полётом! Что тут можно сказать? Мы с детьми снова в восторге! Благодарим за восхитительное действо!
Анна Крылова
09.12.2018
Супер концерт! Все слушается на одном дыхании. Очень сильные голоса капеллы плюс орган - это грандиозно!
Юлия Шахова
22.11.2018
Спасибо за удовольствие. Хор и солисты были потрясающие!
Щербакова Ольга
07.11.2018
Глубочайшая по силе, энергетике музыка Моцарта, сопровождаемая необычайной трансляцией изображений космоса. Потрясающий бархат хора, солисты и орган поразили. Акустика Собора позволяет насладится органным исполнением во всей его силе. Больше всего, как всегда, поразила Lacrymosa, мощнейшая эмоциональной окраской часть Реквиема. Спасибо за профессионализм и талант музыкантам. И конечно преклонение перед гением Моцарта.
Ксения Некрасова
06.11.2018
Впервые была на концерте, организованном фондом Бельканто, все было просто изумительно! Великолепная музыка Моцарта, прекрасные голоса хора и солистов, инсталяция замечательно сочеталась с музыкой и дополняла общую картину! Место для концерта выбрано просто чудесное, орган звучал превосходно! Буду еще посещать мероприятия фонда и советовать их своим друзьям.
Елена Чемоданова
05.11.2018
Было здорово! Давно хотел послушать Реквием вживую, а тут ещё и в кафедральном соборе под аккомпанемент органа и с видеорядом со снимками космоса! Очень впечатляюще. Мне кажется, что я стану частым гостем на ваших концертах!
Вадим Уваров
16.10.2018
Великолепно!  Хор Свешникова  -  какое многоголосье  и сила.  Получила огромное удовольствие. Рекомендую.
Наталья Доронина
15.10.2018
Слушали Реквием в исполнении капеллы им. Юрлова 17 августа. Очень понравилось исполнение. Зал был практически полон.  
Светлана Титова
23.08.2018
Такие выступления порой получается увидеть лишь раз в жизни. Большое спасибо!
Тимур Тамерланович
19.05.2018
Я в восторге! Слушать орган большое удовольствие. Будем постоянными слушателями. Спасибо большое!
Анна Иванова
19.05.2018
Слушала на одном дыхании со слезами на глазах!
Любовь Николаевна
19.05.2018
Очень масштабно и впечатляюще!
Надежда Федоровна
27.01.2018
Замечательные исполнители, великолепная акустика, вежливый персонал
Владимир Борисович
27.01.2018
Концерт произвел неизгладимое впечатление! Сочетание органа, хора, музыки, солистов, проекции на куполе Собора - всё очень гармонично! Спасибо!
Любовь
07.10.2017
Вчера мы с сыном посетили концерт в Кафедральном соборе "Моцарт. Реквием". Это было сказочно!! Большое спасибо Вам и Фонду Бельканто!! Вы делаете прекрасное дело. Всего вам самого доброго и процветания Фонду.
Елена
10.04.2016
Еще отзывы